Школьные традиции: школьный звонок и букеты на первое сентября
Появление школьного звонка и букеты на 1 сентября: откуда берут начало современные школьные традиции
В любой школе есть свои сложившиеся устои и праздники, но есть и то, что объединяет абсолютно все учебные заведения страны. Это воспитательные традиции школы, которые существуют множество лет и являются неотъемлемой частью жизни учащихся. Например, каждый со времён школьной скамьи помнит о том, что при входе учителя в класс необходимо было встать, а на 1 сентября каждый ученик приносит букет цветов. Мы часто с теплотой вспоминаем нашу учебу, но никогда не задумывались о том, откуда пошли все эти школьные традиции, кто привнёс эти новшества впервые. Из данной статьи вы узнаете о нескольких обычаях, некоторые из которых берут своё начало с древних времён.
Традиции современной школы совершенно не изменились со времён учебы старших поколений, и в каждой семье как дети, так и родители, помнят о них:
- На торжественную линейку 1 сентября каждый школьник приходит с букетом
- Урок длится 45 минут
- Звонок оповещает о начале и об окончании каждого урока
- При входе учителя в класс ученики встают со своих мест
Одной из самых красивых традиций является торжественная линейка перед началом учебного года. Это день считается праздником для учеников, их родителей и для учителей. Каждый учащийся в этот день приносит букет цветов (традиционно это гладиолусы или астры) для классного руководителя. Но так было не всегда: обычай появился лишь спустя несколько лет после войны. В то время классы делились на мужские и женские, и как раз в женских классах вошло в привычку дарить педагогам цветы. Целью такого подарка было украсить послевоенные годы и отблагодарить учителя за его труд.
Сейчас это сложно представить, но когда-то 1 сентября было обычным учебным днём, который школьники проводили за партами. Кстати, уроки в России по длительности практически не менялись и составляют 45 минут. Считается, что в течение этого времени дети способны сохранять активность и концентрироваться на материале. Классно-урочную систему впервые разработал чешский педагог Ян Амос Коменский, и в XIX веке она стала базой для организации обучения во всем мире. До сих пор эта система считается наиболее эффективной.
Ещё одна важная школьная традиция - школьный звонок. Он сообщает о начале и об окончании каждого урока, а начало этого обычая пришло к нам ещё из Древней Греции. В IV веке до нашей эры Платон использовал водяные часы под названием клепсидра, чтобы по утрам созывать своих учеников на занятия в Академии. В России прообразом школьного звонка послужил церковный колокол. Существует легенда о том, что царь Иван III приказал доставить вечевой колокол из Новгорода в Москву, но пути он разбился на множество маленьких обломков, из которых отлили маленькие колокольчики. Позже их стали использовать, чтобы предупреждать о каких-либо событиях.
Поначалу учителя использовали маленькие колокольчики, с которыми проходили по коридору, возвещая о начале урока. Позже их заменили на один большой колокол для всей школы. С развитием технологий появился и всем известный электрический звонок. В XIX веке сигнал подавался вручную, а позже звонок стал автоматическим. Некоторые современные школы заменяют привычный «жужжащий» звонок на музыкальный по совету психологов.
Школьные традиции существуют для того, чтобы дети смогли развивать в себе дисциплину и хорошие манеры, а не только получать знания. Многие помнят, что перед началом урока, когда в класс входил учитель, учащиеся должны вставать. От этого обычая многие современные школы постепенно отказываются. Данная традиция также корнями уходит в Древнюю Грецию. Ученики таким образом показывали учителю своё уважение и настраивали себя на рабочий лад, показывая, что перестали заниматься своими делами и готовы слушать учителя. В Российской Империи эта воспитательная школьная традиция прижилась и сохранилась до сих пор во многих учебных заведениях. Сторонники её говорят о том, что вставать, когда учитель входит в класс, помогает избежать лишнего шума со стороны учащихся, а значит, педагог не будет тратить лишнее время на то, чтобы успокоить детей.
Современное общество не стоит на месте и постоянно развивается. Некоторые школьные традиции ставятся под сомнение, считаются пережитками прошлого и не находят поддержки в первую очередь среди родителей. Кто-то призывает отказаться от трат на дорогие букеты, кто-то считает, что вставать перед учителем слишком унизительно для ребёнка, некоторые протестуют против длинных (по их мнению) уроков. Сейчас каждая школа вправе устанавливать свои правила и формировать новые обычаи, которые вскоре могут прижиться и остаться с нами насовсем.