Оснащение кабинета химии в школе с учетом современных требований ФГОС
Современные кабинеты химии в школах и других общеобразовательных учреждениях (лицеях, гимназиях) должны соответствовать требованиям существующих в стране образовательных стандартов. ФГОС разработан в рамках систематизации среднего образования и регулирует все сферы учебного процесса, от организации и планировки учебного пространства до его оснащения учебно-методическими материалами, техническими средствами, лабораторным оборудованием.
Специализированный школьный кабинет химии в идеале должен полностью обеспечивать выполнение всех задач учебной программы, чтобы учащиеся могли не только изучать теоретические аспекты науки, но и проводить практические эксперименты. Правильное оснащение класса химии играет важную роль в создании продуктивной и безопасной образовательной среды.
Требования к оснащению и принципы разработки
Основные требования к учебному оснащению кабинета химии в школе разработаны с учетом ряда важнейших принципов, ориентированных на создание оптимальных условий для обеспечения высокого уровня подготовки учащихся и выпускников. Среди основных приоритетов обозначены:
- Наглядность процесса обучения.
- Стимулирование самостоятельной познавательной работы школьников путем постановки опытов, выдвижения гипотез, наблюдения за явлениями и процессами, установления причинно-следственных связей.
- Расширение способов поиска и анализа информации.
- Целостный подход к изучаемым объектам и явлениям за счет использования комплексных средств обучения.
- Освоение заданной программы и достижение поставленных целей обучения с помощью современной инструментальной базы.
- Смещение акцента с традиционной системы обучения (когда учащиеся получают материал в готовом виде, для заучивания без возможности его анализа либо переосмысления) в сторону развития аналитической деятельности и поисково-исследовательских работ.
- Развитие у учащихся способностей мышления, правильной формулировки и донесения информации, а также других коммуникативных навыков.
В перечнях объектов материально-технического обеспечения, отраженных в действующих требованиях к оснащению образовательного процесса, в основном фигурирует общая номенклатура объектов, так как большая часть учебных средств является взаимозаменяемой. Исключение составляют некоторые химические реактивы, наборы и коллекции, а также конкретные специализированные приборы и аппаратура.
Что касается требований к оборудованию по предмету, то оно должно:
- обеспечивать комплексный подход к проведению демонстративных и лабораторных опытов, а также осуществлению других задач учебного процесса;
- обеспечивать безопасность и надежность работы в процессе учебной деятельности;
- отвечать стандартам качества по прочности и другим актуальным эксплуатационным характеристикам;
- соответствовать реализуемой образовательной программе и возрастному уровню школьников.
По последнему пункту следует уточнить, что состав оборудования для кабинета химии определяется содержанием трех имеющихся стандартов по предмету: для основного общего образования, а также для среднего (полного) общего образования на двух уровнях – базовом и профильном. Часть оборудования является универсальным для всех уровней, поскольку некоторые лабораторные опыты и другие практические работы могут иметь схожие процессы или повторяться на более высоком уровне.
Отдельные требования к кабинету по химии касаются:
- оборудования современной лабораторной;
- оснащения техническими средствами обучения (использование информационных компьютерных технологий на уроках химии, демонстрации анимационных экспериментов, организация проектной деятельности школьников и т.д.);
- организации удобной планировки и оборудования рабочих мест педагогов и учащихся, свободного доступа к оборудованию и материалам;
- создания благоприятных рабочих условий (освещение, вентиляция, электричество, водопровод, обеспечение противопожарной безопасности).
Также, в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо составлять паспорт кабинета химии на учебный год. Содержание паспорта охватывает практически весь спектр мероприятий (занятость кабинета, план работ в учебном году), широкий перечень документации (нормативные документы, учебно-методическая и справочная литература), информацию по охране труда и технике безопасности, расписание работы кабинета и другие сведения.
Оборудование кабинета
Теперь непосредственно о том, что входит в состав учебно-методического и практического оснащения кабинета химии.
- Лабораторное оборудование
В этой группе находятся лабораторные приборы и принадлежности, без которых невозможно представить проведение на уроках лабораторных испытаний и демонстрационных опытов. Качественное учебное оборудование — основа успешного обучения. Для занятий требуются штативы, подъемные столики, установки для перегонки веществ и приборы для перегонки газов – это далеко не полный перечень лабораторного оборудования, задействованного для прохождения школьной программы по предмету.
- Лабораторная посуда
Из лабораторной посуды на уроках требуются различные реакционные сосуды, пробирки, колбы, пипетки и мерные цилиндры, необходимые для наглядного показа химических реакций. Они должны быть разнообразными по объему и форме, чтобы с их помощью преподаватели могли демонстрировать широкий спектр химических реакций.
- Наборы реактивов
Для демонстрации интересных и безопасных реакций важно иметь под рукой специальные реактивы, которые позволяют показать основные принципы химии без риска для здоровья среди участников эксперимента. Для обеспечения техники безопасности все флаконы и емкости с химикатами помечаются соответствующими цветными этикетками.
- Демонстрационное оборудование
К этой категории школьного оснащения относятся наборы для моделирования молекул органического и неорганического соединения, наборы для моделирования электронного строения атомов, приборы для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий окружающей среды и другие виды демонстрационного оснащения. Как правило, готовые наборы для демонстраций содержат все необходимые компоненты и инструкции по проведению экспериментов. Это экономит время, позволяя учителю сосредоточиться на объяснении материала, а не на подготовке.
- Технические и экранные средства обучения
Учебное оборудование для экранных демонстраций в кабинете химии значительно обогащает образовательный процесс, помогает создать интерактивную атмосферу, в которой учащиеся могут не только наблюдать, но и активно участвовать в изучении химии. Для наглядности и лучшего понимания материала используются такие средства для демонстрации, как проекторы, интерактивные доски. Такие инструменты помогают визуализировать сложные концепции, делают уроки более увлекательными и способствуют лучшему усвоению материала.
Оборудование и наборы для ОГЭ/ГИА по химии
Обучение по химии в школе заканчивается итоговой аттестацией, для которой необходимы комплекты оборудования лаборатории для ГИА. В их состав входят:
- Наборы оборудования для выполнения ОГЭ по химии.
- Наборы, в состав которых входят заранее укомплектованные химические реактивы и оборудование.
- Наборы химических реактивов, предназначенных для выполнения экспериментальной части экзамена, в рамках которой требуется выполнить необходимые расчеты и замеры, провести химические опыты, записать уравнения химических реакций на основании полученных результатов.
В целом экзаменационные комплекты позволяют учащимся выполнить лабораторные работы и продемонстрировать свои практические навыки в освоении предмета при сдаче экзаменов в 9 классе.
Заключение
Оборудование кабинета химии в школе должно соответствовать высоким стандартам безопасности и функциональности. Правильно выбранное оборудование способствует созданию комфортной атмосферы для обучения и позволяет ученикам эффективно осваивать предмет путем выполнения практических экспериментов и получения теоретических знаний. Инвестирование в качественное учебное оснащение — это повышение престижа школьного учреждения и залог успешных результатов по химии у выпускников.